Китай стал крупнейшим в мире рынком автомобилей и производителем в 2008 году. Однако мало кто, особенно те, кто живет в развитых странах, смогут назвать китайских производителей, несмотря на то, что в прошлом году Китай экспортировал больше автомобилей , чем любая другая страна. Возможно, это связано с огромным количеством компаний, работающих на китайском рынке, и множеством брендов. Мы выбрали 5 лучших компаний, о которых стоит знать, на основе объема продаж и рыночной капитализации.
Клаус Паур, управляющий партнер MaLogic, характеризует китайский рынок не только как самый конкурентный, но и, вероятно, как самый разнообразный:
«Определение ведущих компаний на китайском автомобильном рынке зависит от базовой перспективы. Одни только текущие показатели продаж не расскажут нам всей истории».
Китайский рынок постоянно развивается, и за последние несколько лет произошел огромный переход к тому, что в Китае называют новыми энергетическими транспортными средствами (NEV), общим термином для полностью электрических и подключаемых гибридов. Текущие данные указывают на то, что они составили более 35% продаж в 2023 году.
Это Ту Ле, основатель и управляющий директор пекинской компании Sino Auto Insights , считает важным шагом:
«Китай перешел от экономики, основанной на субсидиях, к экономике, основанной на рыночных принципах, и стал единственной страной в мире, которая может сказать то же самое о внедрении электромобилей » .
На таком быстро меняющемся рынке выбрать 5 лучших компаний очень сложно, но это те компании, которые на данный момент следует знать по объему продаж и рыночной капитализации.
1/ BYD
Несмотря на то, что компания BYD, казалось бы, в одночасье вышла на мировую арену, изначально она была производителем аккумуляторов, основанным в 1995 году, а затем в 2005 году начала выпускать автомобили. С 2022 года компания посвятила себя производству электромобилей и продает автомобили под четырьмя брендами: массовый бренд BYD и еще три элитных бренда Denza, Leopard (Fangchengbao) и Yangwang. В настоящее время BYD является четвертым по величине автомобильным брендом в мире .
Ле считает, что BYD наконец-то оказалась в нужном месте в нужное время:
«Выйти на передовые позиции в области производства экологически чистых транспортных средств компании BYD помог масштабный и резкий переход на экологически чистые транспортные средства в Китае за последние 3–4 года, а также постоянное совершенствование дизайна продукции и качества проектирования».
Две вещи отличают BYD от других производителей. Во-первых, они, возможно, являются самым вертикально интегрированным производителем автомобилей в мире. Во-вторых, они не только разрабатывают и производят собственные аккумуляторы для своих автомобилей, но и поставляют аккумуляторы другим производителям через дочернюю компанию BYD FinDreams. Аккумулятор Blade этой компании обеспечивает лучшую в своем классе плотность энергии за счет более дешевых и, как предполагается, более безопасных литий-железо-фосфатных аккумуляторов.
По словам Дэвида Чжана, приглашенного профессора Хуанхэского университета науки и технологий (провинция Хэнань) , аккумуляторные батареи дают BYD явное преимущество:
«Наличие собственных мощностей по производству аккумуляторов означает, что BYD может не только снизить затраты на производство автомобилей, но и обеспечить безопасность своей цепочки поставок».
2/Geely
Geely долгое время была известна как владелец Volvo, в прошлом году она продала 2,79 млн автомобилей. За последние годы портфель брендов значительно расширился и теперь включает множество марок, ориентированных на электромобили, таких как Polestar, Smart, Zeekr и Radar. Компания также стоит за такими брендами, как Lynk & Co, лондонский производитель такси LEVC, а также имеет контрольный пакет акций Proton и Lotus.
Во многих отношениях это самый интернациональный из всех китайских брендов. По словам Ле:
«Geely вынуждена быть международной из-за характера своего портфеля брендов, и лучшая сторона Geely в том, что они позволили Volvo управлять самостоятельно, что теперь приносит плоды, причем последние годы стали для Volvo самыми успешными».
3/SAIC Motor
SAIC в течение восемнадцати лет подряд продавала больше автомобилей, чем любой другой автопроизводитель в Китае, с продажами в 5,02 млн в 2023 году. В течение многих лет объем в основном был обусловлен совместными предприятиями с Volkswagen и General Motors, но за последние несколько лет продажи собственных брендов компании быстро выросли. Собственные бренды SAIC включают MG, Roewe, IM и Maxus (LDV), и в прошлом году они составили 55% от общего объема с продажами в 2,775 млн. Кроме того, SAIC в течение восьми лет была крупнейшим экспортером автомобилей в Китае, в прошлом году продав за рубеж 1,208 млн.
Во многом этот успех был обусловлен покупкой SAIC бывшей британской автомобильной марки MG. Чжан сказал:
«SAIC стала крупнейшей китайской компанией по экспорту автомобилей, в основном полагаясь на модели MG. Приобретение MG компанией SAIC является огромным успехом, поскольку она может быстро получить доступ ко многим международным рынкам».
4/Changan
Основной бренд Changan на протяжении многих лет был одним из самых продаваемых в Китае. Однако он едва ли был замечен многими людьми, поскольку многие продажи осуществлялись либо в провинциях вокруг его базы в Чунцине, либо из-за того, что многие продажи были минивэнами. Его совместные предприятия с Ford, Mazda и ранее Suzuki никогда не были столь успешными, как некоторые другие СП.
Наряду с основным брендом Changan, есть бренд Oshan для внедорожников и минивэнов. За последние годы появилось трио новых энергетических брендов: Changan Nevo, Deepal и Avatr, охватывающих все сегменты рынка от начального уровня до премиум-класса.
По словам Ле, компания, скорее всего, приобретет известность:
«Мы начинаем видеть эволюцию их бренда, поскольку они также начали продвигаться в направлении электромобилей. Они быстро наладили партнерские отношения с Huawei, NIO и CATL, что привлекло внимание к их брендам электромобилей, и некоторые из них набирают обороты на сверхконкурентном рынке NEV».
5/CATL
Хотя CATL не является производителем автомобилей, она играет невероятно важную роль на китайском автомобильном рынке, поскольку поставляет около половины всех аккумуляторных батарей , используемых в NEV. CATL также налаживает партнерские отношения с производителями, которые выходят далеко за рамки отношений поставщика и включают совместное владение некоторыми брендами, как в случае с Avatr, где CATL имеет долю в 24%.
CATL уже осуществляет поставки производителям за пределами Китая и имеет завод в Германии, а также строит заводы в Венгрии и Индонезии.
Компания не только доминирует в бизнесе поставок аккумуляторов для электромобилей с долей в 37,4% в мире за первые 11 месяцев 2023 года, но и намерена сохранить это доминирование за счет инноваций. Паур заключает:
«Свой успех компания обязана надежным поставкам высококачественных аккумуляторов, что является критически важным требованием для всех производителей транспортных средств. Благодаря вертикально интегрированному производственному процессу она получает преимущество в цепочке поставок, а благодаря своей ориентации на НИОКР она является лидером в области технологических инноваций».