Китайский рынок «новых энергетических транспортных средств» — категория, включающая подключаемые гибриды, автомобили на топливных элементах и электромобили — переживает бум.
Львиная доля рынка новых энергетических транспортных средств приходится на электромобили, однако значительный рост наблюдается и на рынке подключаемых гибридов.
Поскольку Китай является крупнейшим в мире автомобильным рынком и родиной десятков брендов и автозаводов, эта страна представляет собой благодатную почву для стартапов в сфере транспортных средств на новых источниках энергии.
Li Auto — один из них, но в то время как такие стартапы, как Nio и Xpeng, зарекомендовали себя как бренды аккумуляторных электромобилей, Li Auto пока сосредоточена на подключаемых гибридах.
История и обзор компании
Li Auto позаимствовала свое название у основателя Ли Сяна. Сян утверждает, что, хотя в лучшем случае он был средним учеником в классе, он нашел свое настоящее хобби вне школы: Интернет.
Осознавая потенциальную возможность заработка в онлайн-бизнесе, в 1999 году Сян основал сайт PCPop.com — интернет-магазин различной электроники и вычислительной техники.
После медленного роста и увеличения доходов, получаемых от сайта, Сян расширил PCPop, включив в него также автомобильную электронику, такую как стереоприемники для вторичного рынка и другие продукты, и этот раздел веб-сайта стал известен как «Autohome».
Впоследствии Autohome был выделен в отдельный веб-сайт, посвященный всему, что связано с автомобилями, и расширил сферу своей деятельности, став не только местом, где клиенты могут покупать запчасти и компоненты автомобильной электроники, но и местом, где они могут самостоятельно искать и покупать автомобили.
Сян и его команда менеджеров смогли быстро расширить Autohome, и в сочетании с уже устоявшимся присутствием более широкого бизнеса PCPop это привлекло внимание инвесторов по всему миру.
Одним из таких инвесторов был австралийский телекоммуникационный гигант Telstra, который взял под контроль 55-процентную долю в обоих предприятиях, в результате чего Сян больше не участвовал в управлении компанией или принятии важных решений. Впоследствии в 2018 году Telstra продала Autohome китайской страховой компании.
Вместо того чтобы продавать автомобили, в 2015 году Сян решил попробовать свои силы в производстве собственных автомобилей. Однако вместо проверенного подхода в стиле Tesla, заключающегося в производстве полностью электрических автомобилей, изначально по высокой цене и в небольших объемах, а затем переходе к более дешевым моделям, продаваемым в больших объемах, Сян решил попробовать двойной подход.
Это включало в себя приоритетную разработку доступного и компактного двухместного «низкоскоростного электромобиля» в стиле Renault Twizy, идеально подходящего для совместных поездок, прежде чем выпустить гораздо более крупный внедорожник, достаточно практичный для семейного использования, а также достаточно комфортный для дальних поездок.
К сожалению, китайское правительство не одобрило новую категорию низкоскоростных электромобилей, что привело к провалу первоначальной бизнес-стратегии Сяна и вынудило его молодую фирму сосредоточиться на разработке и выпуске внедорожников.
После того, как компания сменила название с Chehejia Technologies на более амбициозное (и одноименное) Leading Ideal Inc (позже сокращенное и переименованное в Li Auto), серийная версия этого внедорожника была представлена в апреле 2019 года, а поставки начнутся в начале 2020 года.
В настоящее время Li Auto котируется как публичная компания на фондовых биржах Nasdaq и Гонконга, и с рыночной капитализацией в $US29.71 млрд. оценивается аналогично основным внутренним конкурентам Nio и Xpeng. Текущая рыночная капитализация компании заметно делает ее больше, чем более известные автопроизводители, включая Kia, Subaru, Nissan и Renault.
Штаб-квартира компании находится в Пекине, в ней работают более 2500 человек. Компания утверждает, что в 2021 году поставила в общей сложности 90 491 автомобиль, что на 177,4% больше, чем в 2020 году.
Создав розничное присутствие по всему Китаю, насчитывающее 206 магазинов, работающих в 102 городах, Li Auto также стремительно расширяет свои производственные мощности.
Хотя в настоящее время все автомобили производятся в восточнокитайском городе Чанчжоу на заводе с предполагаемой производственной мощностью 100 000 автомобилей в год, компания находится в процессе строительства второго завода недалеко от своих корпоративных офисов в Пекине, а также объявила о планах строительства третьего завода в Чунцине.
Текущий модельный ряд
Начав массовое производство в 2020 году, Li Auto продолжает продавать одну модель — внедорожник Li One.
Шестиместный большой внедорожник длиной 5030 мм, сопоставимый по размерам с BMW X7 и Mercedes-Benz GLS , One отличается от своих местных конкурентов тем, что это подключаемый гибридный внедорожник (PHEV), а не полностью электрический внедорожник.
One использует большой (для PHEV) 40,5 кВт-ч аккумулятор с жидкостным охлаждением, который работает в паре с 1,2-литровым турбированным трехцилиндровым двигателем, действующим как генератор, питающий два электродвигателя с общей выходной мощностью системы 245 кВт и крутящим моментом 455 Нм. Это дает One заявленное время разгона от 0 до 100 км/ч за 6,5 секунды.
Благодаря слаженной работе двигателя и аккумуляторов Li Auto заявляет о запасе хода в 1080 км по крайне оптимистичному циклу NEDC (при этом запас хода только на электротяге составляет более 180 км).
При цене от 73 000 долларов США, как и типичные китайские автомобили, One отличается очень высокотехнологичным салоном: в передней части салона установлено не менее четырех экранов информационно-развлекательной системы, включая цифровой дисплей приборов перед водителем, а также три других дисплея для управления настройками автомобиля и использования информационно-развлекательной системы автомобиля.
Li Auto также утверждает, что One оснащен полным набором систем помощи водителю, включая такие технологии, как автономное экстренное торможение (AEB), адаптивный круиз-контроль с функцией удержания полосы движения, а также автоматическая парковка.
Компания утверждает, что стала первым автопроизводителем, который использовал 8,0-мегапиксельную камеру автомобильного класса для управления некоторыми из этих систем помощи водителю.
Международная экспансия
В настоящее время Li Auto не экспортирует свой One SUV за рубеж и, помимо неопределенных планов инвестировать в создание европейского завода, не объявляла о каких-либо ближайших планах по поставкам в Европу, Америку или другие азиатские страны.
Поскольку начало продаж на этих крупных рынках, скорее всего, станет приоритетом для любого международного присутствия, вполне вероятно, что австралийцы не увидят Li Auto на местном рынке в ближайшем будущем.