Внедрение электромобилей (ЭМ) вызвало самую большую встряску в автомобильном секторе за последние десятилетия . И нет никаких признаков того, что это скоро прекратится. Это неудивительно, поскольку ЭМ предлагают своим владельцам более низкие эксплуатационные расходы, сниженные расходы на техническое обслуживание и рост цен на топливо. Фактически, в 2023 году почти каждый пятый проданный автомобиль был оснащен электродвигателем.
Однако, хотя все может казаться идеальным, для многих электромобили все еще слишком дороги в покупке. Это ограничивает любые дальнейшие планы по их широкомасштабному внедрению.
Хороший, плохой и электрический
Однако ситуация может измениться, поскольку мы начинаем отслеживать падение цен в результате возросшей конкуренции со стороны корейских и китайских производителей. Общие темпы роста более осторожны, чем предыдущие оценки, поскольку отрасль осознает разрыв между своими ожиданиями и потребительской реальностью.
Но не только стоимость сдерживает покупателей. Когда-то считавшееся решением проблемы изменения климата, мы не увидели бума в принятии электромобилей по нескольким причинам. Например, отмена государственных субсидий существенно повлияла на потребительский спрос, как и продление сроков отказа от обычных бензиновых и дизельных автомобилей, что снизило для потребителей срочность перехода на электрические варианты.
Однако это еще не все: такие постоянные проблемы, как быстрая амортизация, ограниченный запас хода, проблемы с аккумуляторами, ограничения инфраструктуры для зарядки, более высокие затраты на ремонт, возросшие страховые взносы и колеблющиеся цены на электроэнергию, добавляются ко многим причинам, по которым сейчас не время переходить на электромобиль.
Чтобы возродить движение к электромобилям, отрасль и правительства должны действовать. Несмотря на инициативы, подобные инициативе Tesla по сокращению вариантов лизинга для водителей на 21% , большая часть ответственности за то, чтобы сделать электромобили доступными, лежит на правительствах. Да, любые технические аспекты решения некоторых из этих проблем лежат на производителях, такие как срок службы батареи и нормы амортизации. Но высокие инвестиционные затраты на исследования и разработки (НИОКР), новые технологии и инвестиции в инфраструктуру означают, что естественные рыночные силы будут бороться за то, чтобы сделать электромобили доступными для массового внедрения без определенного уровня помощи.
Изменения начинаются сверху
Как и во многих других случаях, для изменений нужен кто-то, кто будет их продвигать. И хотя производители делают все возможное для инноваций, если национальная инфраструктура не соответствует своему назначению, внедрение электромобилей потерпит неудачу, прежде чем ему дадут шанс на успех.
Именно такой позиции придерживается МЭА ; в отчете за 2021 год оно обозначило насущную необходимость сделать 2020-е годы десятилетием перехода на электромобили, но также признает, что такой период потребует глобальных инвестиций в общедоступные зарядные станции с соответствующей политикой на государственном уровне.
Мы уже стали свидетелями того, как несколько стран, включая Норвегию, Швецию и Исландию, достигли высоких показателей внедрения электромобилей благодаря поддерживающей политике правительства, значительным инвестициям в инфраструктуру зарядки и стимулам, которые в целом делают электромобили более привлекательными для потребителей.
Правительствам других стран, желающих ускорить переход на электромобили, следует отдать приоритет строительству инфраструктуры для зарядки электромобилей в густонаселенных городских районах, которые сталкиваются с проблемами загрязнения и заторов.
Новые пункты зарядки
Они также должны рассмотреть возможность ускорения процесса утверждения новых пунктов зарядки и содействия государственно-частному партнерству для стимулирования инвестиций частного сектора с целью обеспечения долгосрочных обязательств и участия в таких проектах. Наконец, интеграция решений по хранению энергии, таких как аккумуляторы, в инфраструктуру зарядки поможет сбалансировать спрос на энергию и обеспечить надежное электроснабжение, оптимизируя общее развитие и внедрение сетей зарядки.
Но это еще не все, поскольку зарядные пункты должны быть стандартом как в новых, так и в существующих зданиях, а также в общественных местах. Хотя могут возникнуть такие проблемы, как планирование и строительство, особенно в менее густонаселенных районах, стимулы и субсидии могут стимулировать инвестиции частного сектора и преодолеть эти препятствия.
Участие частного сектора
Чтобы максимизировать влияние этих инициатив, правительства должны создать благоприятную среду для участия частного сектора в рынке электромобилей. Упрощенные разрешения на планирование и прозрачные правила могут побудить предприятия инвестировать в зарядную инфраструктуру и связанные с ней технологии. Однако целевые субсидии могут по-прежнему быть необходимы для поддержки внедрения электромобилей в регионах с более низкой плотностью населения.
Политика зон с низким уровнем выбросов
Другой путь — внедрение политики зон с низким уровнем выбросов. Взимая плату с транспортных средств с высоким уровнем выбросов, города могут стимулировать переход на более чистые варианты энергии и значительно улучшить качество воздуха. Этот подход, уже реализованный в Лондоне и Париже, можно адаптировать к различным городским контекстам, не требуя совершенно нового законодательства.
Долгая и извилистая дорога впереди?
Будущее доминирующих источников энергии для транспортных средств остается неопределенным. Хотя электромобили в настоящее время находятся на переднем крае устойчивого транспорта, правительства и лидеры отрасли должны также придерживаться разнообразного подхода, охватывающего различные чистые альтернативы, такие как водородные топливные элементы и передовые виды биотоплива. Динамичное взаимодействие рыночных сил и потребительских предпочтений в течение следующих десятилетий в конечном итоге определит предпочтительный источник энергии, выбор, который правительства должны защищать.
Эффективное сотрудничество между автопроизводителями, технологическими компаниями и государственными органами имеет важное значение для стимулирования инноваций и создания благоприятной среды для потребителей, чтобы принять электромобили или другие чистые решения для мобильности. Развивая такую экосистему, которая поддерживает технологические достижения и развитие инфраструктуры, страны могут позиционировать себя как мировых лидеров в переходе к устойчивому транспорту.