В прошлом году Китай обогнал Германию и стал вторым по величине экспортером автомобилей в мире по объему, уступая только Японии . Этого пришлось ждать долго для Китая, который с 2009 года является и крупнейшим в мире рынком автомобилей, и производителем. В 2022 году Китай экспортировал 2,529 млн легковых автомобилей, что на 56,7% больше, чем в 2021 году, из общего показателя в 3,111 млн, включая коммерческие автомобили.
Однако количество автомобилей показывает только половину картины. В 2021 году, когда Китай был четвертым по величине экспортером по объему, он был только двенадцатым по стоимости, уступая и Чешской Республике, и Словакии. Это все еще было ростом с семнадцатой позиции в 2020 году , но следует также отметить, что в 2020 году стоимость импорта в Китай более чем в четыре раза превышала стоимость экспорта.
До 2021 года количество китайских экспортных автомобилей никогда не превышало миллиона. Это было, по крайней мере, отчасти связано с тем, что раньше основное внимание уделялось автомобилям с ДВС. Бала Рамасами, профессор экономики, заместитель декана Китайско-европейской международной бизнес-школы, объясняет:
«Десять лет назад китайские автопроизводители занимались только автомобилями с ДВС. Китайским автопроизводителям приходилось конкурировать с устоявшимися производителями из Японии и Южной Кореи. Поэтому основное внимание уделялось быстрорастущему внутреннему рынку, а экспорт в основном направлялся в развивающиеся страны».
Тем не менее, в 2022 году только три из десяти крупнейших экспортных рынков Китая, а именно Бельгия, Австралия и Великобритания, были развитыми рынками, а все остальные — развивающимися рынками. В случае восьмого по величине рынка Китая, России, она также могла выиграть от западных санкций, ограничивающих конкуренцию.
Электрифицированный рост
Новые энергетические автомобили (NEV), общий термин, который Китай дает как полностью электрическим, так и PHEV-автомобилям, безусловно, являются одним из движущих факторов роста экспорта за последние пару лет. В 2022 году Китай экспортировал около 679 000 NEV, что на 120% больше, чем в 2021 году.
Tesla была третьим по величине экспортером в целом, но лидировала по китайскому экспорту NEV, при этом эффект Tesla составил около 40% от этого показателя в 271 000 единиц. Тремя крупнейшими экспортными рынками для NEV были Бельгия, Великобритания и Филиппины.
Merics (Mercator Institute for China Studies) сообщил, что за 15-месячный период до марта 2022 года автомобили под китайскими марками составляли всего 2% китайского экспорта NEV в ЕС. С другой стороны, на Tesla China приходилось 49%, а китайские бренды, такие как MG и Polestar, добавили еще 35%. Оставшиеся 14% составляли такие автомобили, как Dacia Spring и BMW iX3, которые производятся в Китае европейскими совместными предприятиями.
То, что сейчас является волной, вскоре может превратиться в цунами. Ключом к этому станет способность Китая поставлять более доступные электромобили, чем традиционные производители в настоящее время. Ту Ле, основатель и управляющий директор пекинской компании Sino Auto Insights , говорит:
«Ожидается, что экспорт продолжит расти, а объем экспорта электромобилей превзойдет объем экспорта автомобилей с ДВС, особенно в ЕС/Великобритании, где к 2035/2030 году будет запрещена продажа автомобилей с ДВС».
Все еще заправлен
Хотя продажи NEV способствовали росту китайского экспорта, они не полностью объясняют внезапный рост, и, похоже, Китай также добился значительных успехов в экспорте автомобилей с ДВС. SAIC, у которой есть как автомобильный бренд MG, так и коммерческий бренд LDV, стала крупнейшим экспортером Китая с 906 000 автомобилей, а Chery заняла второе место с 452 000.
Хотя Китай был первой страной, которая испытала сбои из-за первой волны COVID-19, он также был первой страной, которая восстановилась в 2020 году, и это вполне могло помочь в продвижении экспорта в 2021 году, поскольку остальной мир пострадал от серьезных сбоев. Рамасами добавляет:
«Я думаю, тот факт, что пандемия COVID в Китае в 2021 году была достаточно сдержанной, также мог дать Китаю и его производственным мощностям преимущество перед конкурентами в Южной Корее и Японии».
Китай может быть одним из лидеров в области электромобилей, но большинство китайских производителей также добились больших успехов в конкурентоспособности своих автомобилей с ДВС. Поскольку многие страны страдают от кризиса стоимости жизни из-за высокой инфляции и цен на энергоносители, возможно, ценностное предложение, предлагаемое китайскими автомобилями, помогает продажам.
Ускорение вперед
Поскольку многие китайские производители только-только начали экспортировать, цифры, скорее всего, будут расти как снежный ком. BYD, которая совокупными продажами EV и PHEV продает гораздо больше электрифицированных автомобилей, чем Tesla, экспортировала всего 55 916 автомобилей в 2022 году, но это на 307% больше, чем в предыдущем году. Кроме того, BYD стремится разместить заводы за рубежом, первый из которых будет в Таиланде. По словам BYD,
На этом заводе, который, как ожидается, начнет работу в 2024 году, будут внедрены передовые технологии производства автомобилей с правым рулем, а годовая производственная мощность составит около 150 000 автомобилей. Продукция будет продаваться в Таиланде и экспортироваться в соседние страны АСЕАН и другие регионы.
Кроме того, BYD связывают с возможной покупкой завода Ford в Германии.
Мы также, вероятно, увидим все более дорогие автомобили, экспортируемые из Китая. Стартап Nio, который широко конкурирует с немецкими премиальными брендами, планирует выйти на 25 зарубежных рынков к концу 2025 года, что охватит большую часть ЕС, а также США, Японию и некоторые другие развитые рынки. Le говорит:
В течение ближайших нескольких лет Китай сменит Японию и станет крупнейшим экспортером легковых автомобилей, причем этот рост будет обусловлен поставками в Юго-Восточную Азию и, в большей степени, в ЕС.
Похоже, Китай наконец-то пошел по пути, по которому прошли Япония и Южная Корея, прежде чем стать мировым лидером на автомобильном рынке.